Программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни с учётом основных аспектов жизнедеятельности

01.01.2017

Программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни с учётом основных

аспектов жизнедеятельности

«Уверенными шагами»

Пояснительная записка

Современное общество требует от нынешнего поколения различных личностных качеств, одним из которых является самостоятельность. Общепризнано: от самостоятельности граждан в значительной степени зависит будущее страны, ее поступательное развитие, совершенствование социальных и экономических отношений. Самостоятельность помогает человеку успешно проявить себя в различных жизненных ситуациях, быстрее и лучше адаптироваться в социуме, а также сознательно и целенаправленно участвовать в разностороннем развитии собственной личности. Это особенно важно для школ-интернатов, воспитанников детских домов и других учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку им во взрослой жизни приходится рассчитывать, прежде всего, на самих себя.

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники интернатных учреждений недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью.Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска на первый план, выдвигается проблема неспособности нести социальную ответственность и отстаивать свои права, поэтому именно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, чаще своих сверстников попадают в криминальный мир.

Потребительское отношение, формирующиеся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально – культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. В связи с этим возникла необходимость создания программы, направленной на успешную социализацию и социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная программа рассчитана на среднее и старшее учебное звено. Эта программа содействует

- развитию социальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе;

-созданию благоприятных условий для формирования личности гражданина через сотрудничество, создание ситуации успеха, игровые ситуации;

- приобретению опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм;

- формирование правовых знаний у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- повышению делопроизводительной и маркетинговой грамотности воспитанников и обучающихся в школе-интернате;

- формированию у воспитанников устойчивых семейных ценностей.

Категория и возраст детей, участвующих в реализации данной программы:дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, 14-17 лет.

Предусмотрено использование основного метода работы: просвещение.

Для более эффективного результата правового просвещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рекомендуется использовать средства ТСО, видеоматериалы.

В процессе реализации программы предполагаются следующие критерии эффективности:

· повышение уровня правовой культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· наличие положительно ориентированных жизненных планов;

· повышение у подростка уверенности в себе;

· осознание личной ответственности каждого ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей за свой выбор;

· полноценное межличностное общение, основанное на взаимном уважении, на полном доверии друг к другу;

· уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на различных видах профилактического учета.

Механизм выполнения программы: содержание программы реализуется из расчета 2 раза в месяц. Реализация программы предполагается в течение учебного года социальным педагогом, воспитателями.

Ожидаемый результат:

Реализация программы позволит сформировать целостную открытую социально-педагогическую систему, способную создать образовательное пространство для развития и саморазвития воспитанников.

Целенаправленно реализуя все направления Программы, школа-интернат выпустит в жизнь молодого человека, способного к следующему:

· Адаптации и самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;

· Сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности в неблагоприятных условиях жизни и труда;

· Осознанному профессиональному выбору с учетом потребностей региона, а также своими интересами и способностями;

· Творческому решению задач в жизненных ситуациях, в учебе, в труде, в семье;

· Продолжению образования, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности.

· Знать свои права и обязанности;

· Иметь способность критически, в соответствии с нормами морали и прав оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников;

· Ориентироваться в социальной жизни общества, наличие системы социальных установок.

Выпускник детского дома – это личность, любящая родной край, готовая жить в нем и работать. Это человек, достигший личностной и социальной зрелости, обладающий чувством ответственности, толерантностью и позитивным мышлением.

Цели программы:

· формирование самостоятельной, зрелой личности, т.е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;

· Подготовка подростков к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;

· развитие разносторонних качеств личности: потребность в созидательном труде, потребность в здоровом образе жизни; самодостаточность, интеллектуальное развитие.

Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Эта программа включает шесть разделов:

I. Правовая грамотность.

II. Коммуникативные навыки

III. Семейные ценности

IV. Секреты выбора профессии

V. Маркетинговая и делопроизводительная грамотность.

VI. Здоровье и безопасность.

I Раздел «Правовая грамотность»

Цели:

- формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.

- формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.

- формирование ценностного отношения к регламентации взаимодействий и взаимоотношений людей, представления о смысле законов и норм как гаранте целесообразного и конструктивного сосуществования.

Перечень занятий:

1.Что нужно знать при выходе из учебного учреждения. Кто поможет защитить твои права

Занятие-презентация

2.Как не стать жертвой преступления

Беседа с элементами дискуссии, консультирование

3.Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок.

Лекция. Консультация инспектора ПДН.

4.Заключительное обобщающее занятие. Рефлексия. Беседа

Содержание раздела «Правовая грамотность»

1. Человек. Личность. Гражданин.

-Миссия человека на планете Земля. Работа с понятиями “индивид”, “организм”, индивидуальность”, “я”, “личность”, “гражданин”. Выяснение социальных ролей человека.

2. Главная книга страны.

- Конституция РФ. Основные права человека. Права человека с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ.

3. Преступления и наказания

- Правовая ответственность подростка, взрослого человека. Виды преступлений и меры их пресечений. Разбор ситуаций.

4. Зачем нужны законы.

- Два подхода к предназначению закона. Определения закона. Что такое разумная свобода? Чтение текста «Быль о правах». Упражнение «Тест на криминальность».

5. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

-Виды преступлений. Уголовная ответственность.

6. Что нужно знать при выходе из учебного учреждения. Кто поможет защитить твои права.

7. Как не стать жертвой преступления

-Личная безопасность. Экстремальные ситуации. Правила поведения на улице и в общественных местах.

8. Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок.

-Понятие “антиобщественные группировки”. Принудительные способы вовлечения в молодежные антиобщественные группировки. Шалость. Злонамеренный поступок.

II Раздел «Коммуникативные навыки»

Цели:

-развитие способности гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях

- показать сложность и многоплановость общения людей, повысить уровень коммуникативной компетентности обучающихся, способствовать личностному развитию;

- способствовать освоению разных форм и методов общения, осознание своих возможностей в этой области, необходимой во всех профессиональных видах деятельности;

- формирование практических навыков общения, самопознания, саморазвития;

- повышение самооценки и уверенности в себе.

Перечень занятий:

Содержание раздела «Коммуникативные навыки»

Что такое общение?

- Понятия «вербальное» и «невербальное» общение. Язык тела. Тест «Приятный ли ты собеседник»

Представление о себе.

- Тренинг умений. Адаптивные способы поведения. Навыки уверенного поведения. Процесс самораскрытия, его основные проблемы: формирование искаженного образа, недоверие, отстраненность.

Коммуникативные барьеры.

- Понятие коммуникативных барьеров, их классификация. Моделирование ситуаций.

Правила убеждения собеседника.

- Раскрытие основных правил убеждения человека. Практикум «Выступление с убедительной речью».

Умение слушать.

- Слушать и слышать. Для чего это нам нужно. Правила для говорящего. Правила для слушающего. Умение слушать активно. Основные ошибки активного слушателя.

Этика делового общения.

- Раскрытие понятий этика, этика делового общения. Практикум «Ваш стиль делового общения» - тест.

Конфликт.

- Конфликт и его этапы. Стратегии поведения в конфликте. Способы разрешения конфликта. Ошибки конфликтующего. Выход из конфликта.

Виды взаимодействия людей.

- Виды взаимодействия: совместная деятельность, конкуренция, конфликт.

9. Заключительное обобщающее занятие. Рефлексия.

- Рефлексия обучающихся, их ощущения и переживания во время прохождения курса.

III Раздел «Семейная азбука»

Цели:

- формирование необходимых способностей для создания собственной семьи, в которой реализуется зрелое супружество на основе осознанной отцовской и материнской позиции, воспитание семьянина;

- формирование навыков и умений разрешения семейных конфликтов и жизненных ситуаций;

- формирование адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях;

- формирование мотивации деятельности обучающихся как членов собственной семьи и создателей своей модели счастливого дома;

- формирование у обучающихся знаний и умений ведения домашнего хозяйства.

Перечень занятий:

Содержание раздела «Семейная азбука»

Семья – что это такое?

- Семья в современном обществе. Семейные роли. Роль семьи. Энциклопедия семейной жизни.

Из чего вырастает настоящая семья?

- «Дружба, любовь, семья, взаимоуважение, ответственность» - раскрытие понятий, взаимосвязь. Этика взаимоотношений. Тест «Измеритель ответственности».

Радости и трудности отцовства-материнства.

- Взаимоотношения мужчины и женщины. Гигиена. Мамочкина школа. Краткие сведения о детских заболеваниях. Народная медицина.

Семейный кризис.

- Семейные проблемы. Моделирование ситуаций. Пути разрешения семейных конфликтов. Терпенье, взаимоуважение, ответственность – три кита, на которых держится семейное счастье.

Духовно-нравственные основы семьи.

- Семейные ценности и традиции. Культура семьи. Воспитание у детей духовно-нравственных качеств. Эко-воспитание в семье. Этика и эстетика. Правильная организация досуга семьи.

«В доброй семье пахнет пирогами».

- Знакомство с основами приготовления пищи. Заготовка и хранение продуктов. Формирование тетради базовых рецептов. Конкурс «Кулинарный поединок».

Мой уютный дом.

- Основы ведения домашнего хозяйства. О семейной экономике. Как научиться жить по средствам. Когда пора делать ремонт?

Хочу такой сайт

IV Раздел «Выбираем профессию»

Цель:

- формирование у подростков осознанного профессионального самоопределения и гуманного достижения жизненных целей;

- формирование готовности обучающихся к обоснованному выбору профессии с учётом своих возможностей, способностей и полученных знаний;

- способствовать положительной мотивации на трудовую деятельность

Перечень занятий:

Содержание раздела «Выбираем профессию»

Выбор профессии за мной!

- Законность, свобода выбора профессии и дисциплина труда.

Основные категории в профессиональной деятельности.

- Понятие «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация».

Экскурсии на предприятия.

Калейдоскоп профессий.

- Лучшие специалисты в профессиональной области – показ презентации. «Все работы хороши» - профориентационная игра.

Несколько важных правил.

- Правила приёма в высшее и среднее учебное заведение. Правила приёма на производство. Как встать на биржу труда. Что надо знать о бизнесе.

Умение трудиться – главное сокровище человека.

- Умственный и физический труд. Пословицы о труде. Игра «Алфавит профессий».

Профессия и способности. Профессия и характер.

- Определение профессий, сопоставимых с индивидуальными предпочтениями, тест «Круг возможностей». Определение профессиональных предпочтений личности по сферам: «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знак», «человек-художественный образ» А.В. Либина.

V Раздел «Маркетинговая и делопроизводительная грамотность»

Цели:

-дать знания о правилах оформления документов, деловой переписке;

- способствовать уверенности в собственных силах в различных жизненных ситуациях, связанных с оформлением документации;

Перечень занятий:

Содержание раздела «Маркетинговая и делопроизводительная грамотность»

Документ.

- Общая информация о документе. Правила деловой переписки. Реквизиты документа. Общие правила оформления документа.

Резюме.

- Правила оформления. Образец. Структура.

Рекомендательное письмо. Сопроводительное письмо.

- Правила написания. Объём. Бланк. Подпись. Структура. Секреты «правильных акцентов».

Автобиография.

- Определение. Содержание. Оформление.

Заявление.

- Правила оформления. Сопутствующие документы. Структура. Особенности. Примеры и образцы.

Письмо-запрос. Письмо-просьба.

- Функция. Правила оформления. Условия необходимости написания письма. Особенности формулировки. Структура. Моделирование и анализ жизненных ситуаций.

Объяснительная записка. Жалоба.

- Правила написания. Функции. Структура. Особенности формулировки. Значение объёма. Правильное изложение требований. Ссылки. Мелкие важные нюансы.

Этика делового общения. Деловая переписка.

- Определение понятия. Историческая справка. «Золотое правило» нравственности. Собственная система ценностей. Этические принципы. «По одёжке встречают...».

VI Раздел «Здоровье и безопасность»

Цели:

-предупреждение вредных привычек;

- способствовать формированию здорового образа жизни;

- закрепить умения обучающихся заботиться о своём здоровье.

Перечень занятий:

1.Гигиена человека. Гигиена помещения.

Лекция. Беседа. Занятие презентация

2.Уход за ребёнком. Игра «Дочки-сыночки»

Лекция. Беседа. Анализ проблемных ситуаций. Игровая деятельность.

3.Первая помощь. Игра «Служба спасения».

Лекция. Беседа. Игровая деятельность.

4.Иммунитет.

Беседа. Лекция. Игровая деятельность

5.Признаки стресса и способы оказания первой помощи в острой стрессовой ситуации.

Лекция. Презентация.

6.Чрезвычайные ситуации – правила поведения. Моделирование ситуаций.

Лекция. Беседа.

7.Заключительное обобщающее занятие. Рефлексия.

Беседа

Содержание раздела «Здоровье и безопасность»

Жизнь без вредных привычек.

- Привычка или болезнь. Показ презентации «Тяжелые последствия». Рисование плакатов. Дидактическая игра «Хорошо-плохо». Экскурсионное посещение «Музея наркоконтроля».

Закаливание.

- Предупредить лучше, чем лечить. Индивидуальные особенности организма. Правила закаливания.

Активный отдых: что это такое?

- Отдых может быть активным? Виды активного отдыха (презентация). Меры предосторожности. Игры на свежем воздухе. Игра-путешествие «За тридевять земель».

Гигиена человека. Гигиена помещения.

- Показ презентации «Кто живёт под ногтями?». Виды микробов. Борьба с грызунами. Туалет – самое чистое место в доме. Гигиена – королева чистоты (театрализованное занятие с наглядными пособиями).

Уход за ребёнком.

- Малыш в доме главный. Как пеленать. Особенности приготовления пищи для малыша. Организация прогулки. Детский гардероб. Режим дня. Краткие сведения о детских заболеваниях. Доврачебная помощь. Игра «Дочки-сыночки».

Первая помощь.

- Не навреди другому. Показ презентации «Оказание первой помощи». Моделирование ситуаций, их разбор, анализ. Игра «Служба спасения».

Иммунитет.

- Определение понятия. Зачем нам нужен иммунитет. Что является причиной снижения иммунитета. Последствия снижения иммунитета. Показ презентации «Тайные силы внутри нас». Игра «Собери помощников организма».

Чрезвычайные ситуации – правила поведения.

- Виды чрезвычайных ситуаций. Правила поведения. Моделирование ситуаций.

Используемая литература:

1. Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.– сост. Н.Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

2. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Положевец П., Смирнова Г.Мой выбор. Рабочая тетрадь для учеников средней школы. – М., 2003.

3. Великородная В.А. Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.

4. Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников: Практическое пособие / авт. – сост. Л.Г. Ивлиева; под ред. В.Г. Паршиной. – М.: АРКТИ, 2006.

5. Дик Н.Ф. Новые стандарты второго поколения в 5–7 классах. Классные часы, практикум, тесты, методики. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

6. Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 1. Планирование, контроль и анализ воспитательного процесса /авт. – сост. Л.М. Сыромятникова. М.: Глобус, 2008.

7. Морозова Е.И.Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.

8. Овчарова Р.В. справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

9. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа органов управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация / авт. – сост.: Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – М.: Глобус, 2009.

10.Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка / авт. – сост. Н.А. Меньшина.– Волгоград: Учитель, 2007.

11.Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении: Методическое пособие для специалистов, работающих с детьми-сиротами интернатных учреждений / Под. Ред. Н.М. Иовчук. М.: РЕАЛТЭК, 2003.

12.Правовое воспитание школьников.5–9 классы. Конспекты занятий/сост.О.В. Летнева – Волгоград: Учитель, 2005.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.10.2018

Дата обновления: 22.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».