01.01.2017
Программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни с учётом основных
аспектов жизнедеятельности
«Уверенными шагами»
Пояснительная записка
Современное общество требует от нынешнего поколения различных личностных качеств, одним из которых является самостоятельность. Общепризнано: от самостоятельности граждан в значительной степени зависит будущее страны, ее поступательное развитие, совершенствование социальных и экономических отношений. Самостоятельность помогает человеку успешно проявить себя в различных жизненных ситуациях, быстрее и лучше адаптироваться в социуме, а также сознательно и целенаправленно участвовать в разностороннем развитии собственной личности. Это особенно важно для школ-интернатов, воспитанников детских домов и других учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку им во взрослой жизни приходится рассчитывать, прежде всего, на самих себя.
Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники интернатных учреждений недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью.Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска на первый план, выдвигается проблема неспособности нести социальную ответственность и отстаивать свои права, поэтому именно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, чаще своих сверстников попадают в криминальный мир.
Потребительское отношение, формирующиеся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально – культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. В связи с этим возникла необходимость создания программы, направленной на успешную социализацию и социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная программа рассчитана на среднее и старшее учебное звено. Эта программа содействует
- развитию социальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе;
-созданию благоприятных условий для формирования личности гражданина через сотрудничество, создание ситуации успеха, игровые ситуации;
- приобретению опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм;
- формирование правовых знаний у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- повышению делопроизводительной и маркетинговой грамотности воспитанников и обучающихся в школе-интернате;
- формированию у воспитанников устойчивых семейных ценностей.
Категория и возраст детей, участвующих в реализации данной программы:дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, 14-17 лет.
Предусмотрено использование основного метода работы: просвещение.
Для более эффективного результата правового просвещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рекомендуется использовать средства ТСО, видеоматериалы.
В процессе реализации программы предполагаются следующие критерии эффективности:
· повышение уровня правовой культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· наличие положительно ориентированных жизненных планов;
· повышение у подростка уверенности в себе;
· осознание личной ответственности каждого ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей за свой выбор;
· полноценное межличностное общение, основанное на взаимном уважении, на полном доверии друг к другу;
· уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на различных видах профилактического учета.
Механизм выполнения программы: содержание программы реализуется из расчета 2 раза в месяц. Реализация программы предполагается в течение учебного года социальным педагогом, воспитателями.
Ожидаемый результат:
Реализация программы позволит сформировать целостную открытую социально-педагогическую систему, способную создать образовательное пространство для развития и саморазвития воспитанников.
Целенаправленно реализуя все направления Программы, школа-интернат выпустит в жизнь молодого человека, способного к следующему:
· Адаптации и самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;
· Сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности в неблагоприятных условиях жизни и труда;
· Осознанному профессиональному выбору с учетом потребностей региона, а также своими интересами и способностями;
· Творческому решению задач в жизненных ситуациях, в учебе, в труде, в семье;
· Продолжению образования, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности.
· Знать свои права и обязанности;
· Иметь способность критически, в соответствии с нормами морали и прав оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников;
· Ориентироваться в социальной жизни общества, наличие системы социальных установок.
Выпускник детского дома – это личность, любящая родной край, готовая жить в нем и работать. Это человек, достигший личностной и социальной зрелости, обладающий чувством ответственности, толерантностью и позитивным мышлением.
Цели программы:
· формирование самостоятельной, зрелой личности, т.е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;
· Подготовка подростков к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;
· развитие разносторонних качеств личности: потребность в созидательном труде, потребность в здоровом образе жизни; самодостаточность, интеллектуальное развитие.
Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Эта программа включает шесть разделов:
I. Правовая грамотность.
II. Коммуникативные навыки
III. Семейные ценности
IV. Секреты выбора профессии
V. Маркетинговая и делопроизводительная грамотность.
VI. Здоровье и безопасность.
I Раздел «Правовая грамотность»
Цели:
- формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.
- формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.
- формирование ценностного отношения к регламентации взаимодействий и взаимоотношений людей, представления о смысле законов и норм как гаранте целесообразного и конструктивного сосуществования.
Перечень занятий:
1.Что нужно знать при выходе из учебного учреждения. Кто поможет защитить твои права
Занятие-презентация
2.Как не стать жертвой преступления
Беседа с элементами дискуссии, консультирование
3.Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок.
Лекция. Консультация инспектора ПДН.
4.Заключительное обобщающее занятие. Рефлексия. Беседа
Содержание раздела «Правовая грамотность»
1. Человек. Личность. Гражданин.
-Миссия человека на планете Земля. Работа с понятиями “индивид”, “организм”, индивидуальность”, “я”, “личность”, “гражданин”. Выяснение социальных ролей человека.
2. Главная книга страны.
- Конституция РФ. Основные права человека. Права человека с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ.
3. Преступления и наказания
- Правовая ответственность подростка, взрослого человека. Виды преступлений и меры их пресечений. Разбор ситуаций.
4. Зачем нужны законы.
- Два подхода к предназначению закона. Определения закона. Что такое разумная свобода? Чтение текста «Быль о правах». Упражнение «Тест на криминальность».
5. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
-Виды преступлений. Уголовная ответственность.
6. Что нужно знать при выходе из учебного учреждения. Кто поможет защитить твои права.
7. Как не стать жертвой преступления
-Личная безопасность. Экстремальные ситуации. Правила поведения на улице и в общественных местах.
8. Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок.
-Понятие “антиобщественные группировки”. Принудительные способы вовлечения в молодежные антиобщественные группировки. Шалость. Злонамеренный поступок.
II Раздел «Коммуникативные навыки»
Цели:
-развитие способности гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях
- показать сложность и многоплановость общения людей, повысить уровень коммуникативной компетентности обучающихся, способствовать личностному развитию;
- способствовать освоению разных форм и методов общения, осознание своих возможностей в этой области, необходимой во всех профессиональных видах деятельности;
- формирование практических навыков общения, самопознания, саморазвития;
- повышение самооценки и уверенности в себе.
Перечень занятий:
Содержание раздела «Коммуникативные навыки»
Что такое общение?
- Понятия «вербальное» и «невербальное» общение. Язык тела. Тест «Приятный ли ты собеседник»
Представление о себе.
- Тренинг умений. Адаптивные способы поведения. Навыки уверенного поведения. Процесс самораскрытия, его основные проблемы: формирование искаженного образа, недоверие, отстраненность.
Коммуникативные барьеры.
- Понятие коммуникативных барьеров, их классификация. Моделирование ситуаций.
Правила убеждения собеседника.
- Раскрытие основных правил убеждения человека. Практикум «Выступление с убедительной речью».
Умение слушать.
- Слушать и слышать. Для чего это нам нужно. Правила для говорящего. Правила для слушающего. Умение слушать активно. Основные ошибки активного слушателя.
Этика делового общения.
- Раскрытие понятий этика, этика делового общения. Практикум «Ваш стиль делового общения» - тест.
Конфликт.
- Конфликт и его этапы. Стратегии поведения в конфликте. Способы разрешения конфликта. Ошибки конфликтующего. Выход из конфликта.
Виды взаимодействия людей.
- Виды взаимодействия: совместная деятельность, конкуренция, конфликт.
9. Заключительное обобщающее занятие. Рефлексия.
- Рефлексия обучающихся, их ощущения и переживания во время прохождения курса.
III Раздел «Семейная азбука»
Цели:
- формирование необходимых способностей для создания собственной семьи, в которой реализуется зрелое супружество на основе осознанной отцовской и материнской позиции, воспитание семьянина;
- формирование навыков и умений разрешения семейных конфликтов и жизненных ситуаций;
- формирование адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях;
- формирование мотивации деятельности обучающихся как членов собственной семьи и создателей своей модели счастливого дома;
- формирование у обучающихся знаний и умений ведения домашнего хозяйства.
Перечень занятий:
Содержание раздела «Семейная азбука»
Семья – что это такое?
- Семья в современном обществе. Семейные роли. Роль семьи. Энциклопедия семейной жизни.
Из чего вырастает настоящая семья?
- «Дружба, любовь, семья, взаимоуважение, ответственность» - раскрытие понятий, взаимосвязь. Этика взаимоотношений. Тест «Измеритель ответственности».
Радости и трудности отцовства-материнства.
- Взаимоотношения мужчины и женщины. Гигиена. Мамочкина школа. Краткие сведения о детских заболеваниях. Народная медицина.
Семейный кризис.
- Семейные проблемы. Моделирование ситуаций. Пути разрешения семейных конфликтов. Терпенье, взаимоуважение, ответственность – три кита, на которых держится семейное счастье.
Духовно-нравственные основы семьи.
- Семейные ценности и традиции. Культура семьи. Воспитание у детей духовно-нравственных качеств. Эко-воспитание в семье. Этика и эстетика. Правильная организация досуга семьи.
«В доброй семье пахнет пирогами».
- Знакомство с основами приготовления пищи. Заготовка и хранение продуктов. Формирование тетради базовых рецептов. Конкурс «Кулинарный поединок».
Мой уютный дом.
- Основы ведения домашнего хозяйства. О семейной экономике. Как научиться жить по средствам. Когда пора делать ремонт?
IV Раздел «Выбираем профессию»
Цель:
- формирование у подростков осознанного профессионального самоопределения и гуманного достижения жизненных целей;
- формирование готовности обучающихся к обоснованному выбору профессии с учётом своих возможностей, способностей и полученных знаний;
- способствовать положительной мотивации на трудовую деятельность
Перечень занятий:
Содержание раздела «Выбираем профессию»
Выбор профессии за мной!
- Законность, свобода выбора профессии и дисциплина труда.
Основные категории в профессиональной деятельности.
- Понятие «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация».
Экскурсии на предприятия.
Калейдоскоп профессий.
- Лучшие специалисты в профессиональной области – показ презентации. «Все работы хороши» - профориентационная игра.
Несколько важных правил.
- Правила приёма в высшее и среднее учебное заведение. Правила приёма на производство. Как встать на биржу труда. Что надо знать о бизнесе.
Умение трудиться – главное сокровище человека.
- Умственный и физический труд. Пословицы о труде. Игра «Алфавит профессий».
Профессия и способности. Профессия и характер.
- Определение профессий, сопоставимых с индивидуальными предпочтениями, тест «Круг возможностей». Определение профессиональных предпочтений личности по сферам: «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знак», «человек-художественный образ» А.В. Либина.
V Раздел «Маркетинговая и делопроизводительная грамотность»
Цели:
-дать знания о правилах оформления документов, деловой переписке;
- способствовать уверенности в собственных силах в различных жизненных ситуациях, связанных с оформлением документации;
Перечень занятий:
Содержание раздела «Маркетинговая и делопроизводительная грамотность»
Документ.
- Общая информация о документе. Правила деловой переписки. Реквизиты документа. Общие правила оформления документа.
Резюме.
- Правила оформления. Образец. Структура.
Рекомендательное письмо. Сопроводительное письмо.
- Правила написания. Объём. Бланк. Подпись. Структура. Секреты «правильных акцентов».
Автобиография.
- Определение. Содержание. Оформление.
Заявление.
- Правила оформления. Сопутствующие документы. Структура. Особенности. Примеры и образцы.
Письмо-запрос. Письмо-просьба.
- Функция. Правила оформления. Условия необходимости написания письма. Особенности формулировки. Структура. Моделирование и анализ жизненных ситуаций.
Объяснительная записка. Жалоба.
- Правила написания. Функции. Структура. Особенности формулировки. Значение объёма. Правильное изложение требований. Ссылки. Мелкие важные нюансы.
Этика делового общения. Деловая переписка.
- Определение понятия. Историческая справка. «Золотое правило» нравственности. Собственная система ценностей. Этические принципы. «По одёжке встречают...».
VI Раздел «Здоровье и безопасность»
Цели:
-предупреждение вредных привычек;
- способствовать формированию здорового образа жизни;
- закрепить умения обучающихся заботиться о своём здоровье.
Перечень занятий:
1.Гигиена человека. Гигиена помещения.
Лекция. Беседа. Занятие презентация
2.Уход за ребёнком. Игра «Дочки-сыночки»
Лекция. Беседа. Анализ проблемных ситуаций. Игровая деятельность.
3.Первая помощь. Игра «Служба спасения».
Лекция. Беседа. Игровая деятельность.
4.Иммунитет.
Беседа. Лекция. Игровая деятельность
5.Признаки стресса и способы оказания первой помощи в острой стрессовой ситуации.
Лекция. Презентация.
6.Чрезвычайные ситуации – правила поведения. Моделирование ситуаций.
Лекция. Беседа.
7.Заключительное обобщающее занятие. Рефлексия.
Беседа
Содержание раздела «Здоровье и безопасность»
Жизнь без вредных привычек.
- Привычка или болезнь. Показ презентации «Тяжелые последствия». Рисование плакатов. Дидактическая игра «Хорошо-плохо». Экскурсионное посещение «Музея наркоконтроля».
Закаливание.
- Предупредить лучше, чем лечить. Индивидуальные особенности организма. Правила закаливания.
Активный отдых: что это такое?
- Отдых может быть активным? Виды активного отдыха (презентация). Меры предосторожности. Игры на свежем воздухе. Игра-путешествие «За тридевять земель».
Гигиена человека. Гигиена помещения.
- Показ презентации «Кто живёт под ногтями?». Виды микробов. Борьба с грызунами. Туалет – самое чистое место в доме. Гигиена – королева чистоты (театрализованное занятие с наглядными пособиями).
Уход за ребёнком.
- Малыш в доме главный. Как пеленать. Особенности приготовления пищи для малыша. Организация прогулки. Детский гардероб. Режим дня. Краткие сведения о детских заболеваниях. Доврачебная помощь. Игра «Дочки-сыночки».
Первая помощь.
- Не навреди другому. Показ презентации «Оказание первой помощи». Моделирование ситуаций, их разбор, анализ. Игра «Служба спасения».
Иммунитет.
- Определение понятия. Зачем нам нужен иммунитет. Что является причиной снижения иммунитета. Последствия снижения иммунитета. Показ презентации «Тайные силы внутри нас». Игра «Собери помощников организма».
Чрезвычайные ситуации – правила поведения.
- Виды чрезвычайных ситуаций. Правила поведения. Моделирование ситуаций.
Используемая литература:
1. Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.– сост. Н.Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
2. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Положевец П., Смирнова Г.Мой выбор. Рабочая тетрадь для учеников средней школы. – М., 2003.
3. Великородная В.А. Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.
4. Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников: Практическое пособие / авт. – сост. Л.Г. Ивлиева; под ред. В.Г. Паршиной. – М.: АРКТИ, 2006.
5. Дик Н.Ф. Новые стандарты второго поколения в 5–7 классах. Классные часы, практикум, тесты, методики. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
6. Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 1. Планирование, контроль и анализ воспитательного процесса /авт. – сост. Л.М. Сыромятникова. М.: Глобус, 2008.
7. Морозова Е.И.Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.
8. Овчарова Р.В. справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
9. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа органов управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация / авт. – сост.: Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – М.: Глобус, 2009.
10.Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка / авт. – сост. Н.А. Меньшина.– Волгоград: Учитель, 2007.
11.Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении: Методическое пособие для специалистов, работающих с детьми-сиротами интернатных учреждений / Под. Ред. Н.М. Иовчук. М.: РЕАЛТЭК, 2003.
12.Правовое воспитание школьников.5–9 классы. Конспекты занятий/сост.О.В. Летнева – Волгоград: Учитель, 2005.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.10.2018
Дата обновления: 22.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017